Под стук колес

«Поезд отправляется в путь,
а человек садится у окна…»
Город Лукоянов
Сегодняшняя станция — город Лукоянов. Кому-то этот провинциальный городок хорошо знаком, кому-то и вовсе нет. Гагинцы живут с лукояновцами по соседству. Для многих Лукоянов — это годы студенчества, учеба в медицинском, педагогическом училище, сельскохозяйственном техникуме (ныне колледжах). Кто-то не раз уезжал со здешнего железнодорожного вокзала в поездку или встречал родных, друзей. Мы, журналисты «Гагинских вестей», выбрались сюда на денек в качестве туристов. Конечно, ехали не по железной дороге (увы, до Гагина ее не провели), а по автотрассе. А мысли, да и дорожные разговоры так и уносились к поездам, тем более что вот он уже и Лукоянов! Со своей железнодорожной станцией, с которой, наверняка, связана самым тесным образом жизнь многих горожан.

Дом-трактир купца Агеева

При въезде в городок, на перекрестке дорог сразу взгляд цепляется за окна двух старинных домов. Что это? Вместо пустых оконных глазниц — щиты с рисунками! Если включить ассоциативное мышление, дома превращаются вмиг в вагончики поезда, уносящие, к примеру, не в такой уж и далекий 19-й век. В окнах зажегся свет: в одном — барышня пьет чай из блюдца, в другом — черный кот заговорщически щурит глаз, в следующем — не пушкинский ли профиль?… Дома эти двухэтажные. Первый этаж — каменный, второй — деревянный. Купеческие? Предположение не обманывает. Останавливаемся сделать фотографию. А здесь и мемориальная доска: «В этом доме в бывших номерах при трактире И.Т. Агеева в 1830 году дважды останавливался русский поэт А.С. Пушкин». Вот оно что! Несложно догадаться, что краеведы этой теме посвятили свои работы. И улица-то называется ныне в честь Александра Сергеевича — ул. Пушкина. Как узнаем в поездке, дом купца Агеева в советское время был передан под квартиры, в которых проживали известные в городе люди — работники культуры, образования. Уже в нашем веке из-за аварийного состояния произошло расселение многоквартирных домов. Бывшая купеческая гостиница не так давно была включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. А те увиденные нами на окнах и дверях щиты с рисунками установили волонтеры во время художественной акции «Арт-окно», чтобы не только улучшить внешний облик старинного здания, но и оградить его от дальнейшего разрушения и постороннего доступа. Будем надеяться, что дом купца Агеева сохранят и отреставрируют.

В музее
«Железнодорожник»

Едем дальше — в культурно-досуговый центр «Железнодорожник». Расположился он на третьем этаже здания бывшей железнодорожной больницы. Здесь нас ждет журналист, краевед Фаина Ильинична Кедяркина. Фаину Ильиничну в Гагине знают. Да и как не знать?! Если она уроженка наших мест — села Ивково. Всегда с любовью и теплом говорит о своей малой родине, своих земляках и о тех первых шагах в журналистике, которые делала при редакторе Александре Тимофеевиче Жукове в газете «Голос колхозника». На лыжах, совсем юной девчонкой ездила Фая Юданова на работу — от Ивкова до Гагина и обратно домой. Свою неугомонность она так и несет по жизни. Многие годы отдала редакторской работе в «Лукояновской правде», продолжает деятельность в общественном движении «Край наш Лукояновский», по-прежнему публикуется в районной газете, входит в состав редколлегии по выпуску краеведческих альманахов, посвященных истории города Лукоянова и Лукояновского района.
«У меня еще много идей и проектов!» — с вдохновением говорит при встрече с нами Фаина Ильинична. Охотно верим — вон как развернулась в железнодорожном музее! Музей открылся в июле 2015 года при культурном центре «Железнодорожник», а Фаина Ильинична с первых дней стала и его руководителем, и экскурсоводом, и летописцем-собирателем ценных краеведческих материалов. Многие лукояновцы и гости музея живо включились в поисковую работу: приносили вещи, предметы быта, документы своих далеких и близких родственников, работавших на железной дороге.
Сегодня Фаина Ильинична ведет нас по залам музея, где у каждого экспоната, у каждого человека с фотографии — своя судьба и история. Создается впечатление, что ты садишься в поезд, который несет тебя в век 19-й — в то самое время, когда крупнейшим предпринимателем Карлом Федоровичем фон Мекком велось строительство Московско-Казанской железной дороги, когда было положено начало железнодорожной ветке Ромоданово (Красный Узел) — Нижний Новгород, которая должна была пройти через Лукоянов. И уже к весне 1903 года в Лукоянове завершено строительство железнодорожной станции с вокзалом, ремонтными мастерскими, сооружениями бытового и производственного назначения. В провинциальный городок на обслуживание дороги приехали полторы тысячи рабочих из разных уголков России: машинисты, слесари, токари, стрелочники, телеграфисты, дежурные по станции, кондукторы и даже (!) жандармы. А 16 июня 1903 года через станцию Лукоянов из Пензы в Нижний Новгород проследовал первый пассажирский поезд, который провел машинист Петр Михайлович Брызгалов. Вагоны пассажирского поезда были голубого цвета (прямо как в доброй детской песенке «Голубой вагон»). Прошло больше месяца — на станцию Лукоянов в целях безопасности пригнали из Арзамаса царский поезд, который находился здесь три дня, пока государь Николай II с семейством пребывал в Дивееве на торжествах по случаю канонизации преподобного Серафима Саровского.
Взгляд останавливается на музейных артефактах. Вот коллекция железнодорожных фонарей, сигнальный рожок стрелочника, молоток осмотрщика вагонов, измерительные приборы для строительства пути, старенький телефон и печатная машинка, коллекция рельс английского производства и кусок рельса с уральского завода промышленника Демидова, настенные часы фирмы Павла Буре, техпаспорт паровоза, саквояж земского врача, граммофон. К примеру, за этим массивным столом проходили будни начальника станции в военную пору — каждый поезд ему нужно было встретить и проводить. На столе сигнальный фонарь, журнал движения поездов, Устав железных дорог Союза ССР. Непременно привлечет внимание форма железнодорожников времен войны. А вот этот милый паровозик, сделанный уже современными школьниками, стал талисманом музея.
На сегодняшний день в музее числится около 1000 экспонатов, которые задействованы в экспозициях, десятки экспонатов находятся в запасниках. Музейные экспозиции расскажут о лукояновских железнодорожниках в годы Великой Отечественной войны, о более чем 40 железнодорожных династиях, истории железнодорожного здравоохранения, о быте и досуге семей железнодорожников, современном дне Лукояновской дистанции пути ПЧ-30, о самом первом в мире поезде и сверхскоростных поездах 21 века.
Фаина Ильинична останавливает нас у экспозиций, посвященных Великой Отечественной войне. Со всех служб депо и станции Лукоянов на фронт ушло примерно 400 человек. Около 100 лукояновских железнодорожников были награждены за участие в боевых действиях орденом Ленина, 65 тружеников тыла — орденом Трудового Красного знамени. С первого до последнего дня войны семьи железнодорожников собирали посылки для фронтовиков, очищали пути, мыли вагоны, принимали с поездов и сопровождали в госпитали раненых бойцов. Шла всеобщая мобилизация. Приходилось быстро перестраивать работу железной дороги в соответствии с требованиями военного времени. В депо трудились несовершеннолетние дети — ремонтировали ежедневно по 5 паровозов в день, прибывавших из прифронтовых колонн. Женщины и подростки заготавливали дрова для паровозов. Девушки работали кочегарами паровозов. Через станцию Лукоянов следовало множество поездов, которые везли станки и оборудование эвакуированных заводов, рабочих и специалистов этих предприятий. На станцию из разных областей поступало зерно, которое железнодорожники вывозили из-под носа врага. Вот что пишет о том времени М.Г.Сорвенков в своей книге «Лукояновские железнодорожники»: «За всю войну во всех хозяйственных единицах не было ни одного крушения, аварии или сколько-нибудь серьезного срыва в работе. Паровозники, кондукторы, поездные и вагонные мастера работали, не сходя с паровоза и тормоза по несколько суток, и никто не роптал. А если кто говорил, что очень устал, тяжело, то слышал в ответ: на фронте разве легче? И разговор прекращался, потому что тогда все сравнивали с фронтом».
Задерживаешь взгляд на фотографии Евдокии Ефимовны Барановой, дошедшей в годы войны в составе 29-го батальона до Берлина и расписавшейся на стенах поверженного Рейхстага. После войны она работала учителем начальных классов в Лукояновской железнодорожной школе. Впечатляет трудовой путь родоначальника большой железнодорожной династии Дмитрия Васильевича Бусенкова — первого Почетного железнодорожника из Лукоянова с 50-летним стажем, кавалера ордена Ленина, участника Великой Отечественной войны, врача Николая Гавриловича Рекшинского, 60 лет находившегося на службе здоровья лукояновских железнодорожников и их семей.
Среди летописцев железной дороги — машинист, Почетный железнодорожник, кавалер ордена Ленина Михаил Гурьянович Сорвенков, дежурный станции, краевед Алексей Иванович Пох, наши коллеги по журналистскому цеху — фотокор Михаил Савлев, Виктор Кузнецов, с которыми сотрудников гагинской редакции в разные годы сводили пути-дороги, и многие другие. Им посвящена отдельная экспозиция музея. Планируется в этом году издать и презентовать рукописную книгу Виктора Кузнецова с материалами о железной дороге.

«Крепкие корни Патриарха»

Мелькают один за другим вагоны из прошлого… В одном из его окон — семья Василия Степановича Гундяева — деда нынешнего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Василий Степанович работал с 1903 года машинистом депо станции Лукоянов. Водил литерные пассажирские поезда по лукояновской дистанции в течение 17 лет. Одновременно он объединял вокруг себя верующих рабочих и был руководителем церковной двадцатки, боровшейся с обновленческим движением в Церкви, поддерживающей связь со священниками Покровского собора и церквей Тихоновского женского монастыря, что находились в Лукоянове. В семье Гундяевых воспитывалось 7 детей, включая приемную девочку-сироту. Семья была глубоко религиозной. Вот что в опубликованных материалах рассказывает о своем деде Патриарх Кирилл: «До революции его труд очень высоко вознаграждался — дед получал по 300 рублей в месяц. Если учесть, что корова стоила 25 целковых, то в пересчете выходило целое стадо. Он был богатым человеком, но семья жила скромно, в небольшом ведомственном доме при депо в городе Лукоянове Нижегородской губернии. Летом выезжали в с. Оброчное с детьми. Там до сих пор сохранился небольшой деревянный домик, где проводили каникулы. Такой скромный образ жизни никак не соответствовал материальным возможностям деда. Однажды я спросил его: а где же все твои деньги? Как же так получается, что ни до революции, ни после нее ты ничего не накопил? Он ответил коротко и просто: все деньги я посылал на Афон… Имея такую большую семью, дед считал абсолютно необходимым большую часть своего жалованья отправить в монастырь Святой горы». Василий Степанович Гундяев прошел свой жизненный путь от машиниста железной дороги, пострадавшего за свои православные убеждения и обвиненного в антисоветской агитации узника Соловецкого лагеря и многих тюремных зон, — до священника. Священником стал и его сын, Михаил, родившийся в 1907 году в городе Лукоянове, — отец Патриарха Кирилла. «Никогда ничего не бойтесь, в этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога», — говорил незадолго до смерти Василий Степанович своим детям.
В железнодорожном музее г. Лукоянова представлена большая экспозиция «Крепкие корни Патриарха», посвященная роду Гундяевых, выпущена брошюра «Крестный путь Василия Гундяева, деда главы Русской православной церкви Кирилла». Большую поисковую работу, связанную с лукояновским периодом жизни семьи Гундяевых вели наравне с краеведами, журналистами и школьники. Наш сегодняшний гид — Ф.И. Кедяркина сама искала дом и ту квартиру, в которой жили в начале 20-го века Гундяевы. Это дом №96 поселка Станционный. Год назад Нижегородская епархия начала его восстанавливать под дом-музей Гундяевых. Под половицей квартиры Василия Степановича Гундяева Фаина Ильинична нашла небольшую иконку Пантелеймона — целителя, которая хранится теперь в железнодорожном музее. В музейных экспонатах есть кусочек от доски и фундамента этого дома, которые Фаина Ильинична взяла для истории при начале восстановительных работ. В сопровождении Ф.И.Кедяркиной мы побывали на месте строительства, пообщались с благочинным Лукояновского района иереем Борисом Семенчевым и строительной бригадой. Дом №96 был разобран, из хорошо сохранившихся бревен, после соответствующей обработки, вновь собраны стены. В настоящее время Нижегородская епархия работает над необходимыми материалами, которые войдут в экспозиции будущего музея. Основная часть строительных и внутренних работ проведена и должна быть закончена к концу марта. Открытие же дома-музея Гундяевых намечено на начало августа нынешнего года — ко времени запланированного визита в Лукоянов Патриарха Кирилла.
Патриарх Кирилл является Почетным гражданином Лукояновского района. Дважды побывал он на земле своих предков. В 1991 году, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, приехав в Лукоянов с неофициальным визитом, благословил строительство храма в городе и впоследствии оказал свою помощь. А уже в 2010-м году Святейший владыка посетил Лукоянов с пастырским визитом и провел освящение вновь отстроенного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, принеся ему в дар икону Казанской Божией Матери. Новый храм построен на ул.Горького, неподалеку от площади Мира (ранее Соборной площади), где некогда стоял Покровский собор, отстроенный в 19 веке по проекту архитектора М.П. Коринфского, и в котором бывали на богослужениях отец и сын — Василий Степанович и Михаил Гундяевы. В 20 веке этот собор был разрушен, и теперь мы можем его увидеть только на старых фотографиях. А вот современным храмом и его небесными куполами мы успели полюбоваться во время нашей поездки. Кстати, из беседы с благочинным Борисом Семенчевым мы узнали, что на площади Мира заложен фундамент кафедрального собора святителя Тихона Задонского. Именно в честь этого святого была освящена деревянная церковь ушедшего в прошлое лукояновского Свято-Тихоновского женского монастыря.
Уезжаем из Лукоянова. Городка с железной дорогой, вокзалом радости и слез, встреч и прощаний, разных человеческих судеб. Сколько труда и пота вложено здешними железнодорожниками, чтобы даже в самые тяжелые времена движение поездов на лукояновском участке дороги не прекращалось! И пока вдаль бегут рельсы, история продолжается.
Марина КОРОБОВА