ЖЕМЧУЖИНА ТАДЖИКИСТАНА, ДАМОКЛОВ МЕЧ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. САРЕЗСКОЕ ОЗЕРО. ПАМИР

Сарезское озеро, расположенное на Памире на высоте 3300 метров, образовалось в 1911году в результате 9-балльного землетрясения, повлекшего обвал горного массива и перегородившего русло реки Мургаб. Местные жители любят рассказывать легенды об образовании Сареза – одна другой пессимистичнее: «…Много-много лет назад горы вдруг затряслись и рухнули, завалив реку Бартанг. Одновременно под скалами и камнями исчезли два кишлака – Сарез и Усой, а четыре соседних превратились в развалины. Почти все люди погибли, а оставшиеся медленно умирали от какой-то невиданной болезни. Заваленная же река разлилась, и из нее получилось Сарезское озеро. Вокруг него ничего не растет, а его озерные глубины источают смерть – на воду боятся садиться даже птицы…».      Другой рассказ дополняет страшную картину. …Якобы жил в те времена старик, который постоянно видел во сне возможную катастрофу – землетрясение и наводнение. Он так часто повторял это, что соседи перестали ему верить. И вот однажды они решили наконец избавиться от «каркающего» старика и отправили его пожить к родственникам. Наутро старик покинул кишлак, а спустя несколько часов произошло то, что в дальнейшем описывают в первой легенде.

Но сегодня ученым не до этих легенд и загадок. Самая страшная легенда еще ждет своего часа на Сарезе. Научно-спортивная экспедиция Международного альпинистского клуба (МАК), в которой приняли участие 25 российских альпинистов, ученых и специалистов «Центроспаса» МЧС Республики Таджикистан, вернувшаяся оттуда, выступила в роли старика, пытаясь достучаться до мирового сообщества с проблемой Сареза  (экспедиция проходила в рамках программ ООН, посвященных году чистой воды). На сегодняшний день Сарез – «бомба замедленного действия», готовая взорваться при малейших колебаниях почвы. Ученые прогнозируют возможность прорыва озера с общим объемом воды 200 млн. м3, длиной 75 км и глубиной 505 м. Любое землетрясение может спровоцировать трещины в естественном барьере, сдерживающем напор воды в озере – в результате чего возникнет катастрофический селевой паводок вниз по течению Пянджа и Амударьи, а также разрушительные наводнения в Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане и Афганистане, где проживает более 5.000.000 жителей. В том числе будут разрушены все российские погранзаставы, расположенные на таджикско-афганской границе. Огромная волна, сметая все на своем пути, может достичь Аральского моря, расположенного более чем в 1 тыс. км от Памира.

ГИССАРСКАЯ КРЕПОСТЬ

Гиссарская крепость — архитектурный памятник построенный еще 2500 лет тому назад, не что иное, как дворец одного из беков Бухарского эмирата. Именно здесь проходил Великий Шелковый путь…

Крепость со стенами толщиной 1 м, с бойницами для ружей и пушек возвышалась на склоне высокого холма и охранялась стражей. Внутри были бассейн и сад. Напротив крепости шумела базарная площадь с караван-сараем и множеством лавок.

К главному входу вели крупные лестницы и террасы, обложенные кирпичом. До наших дней они, к сожалению, не сохранились, как, впрочем, и все здание дворца. Единственное, что осталось от крепости – монументальные ворота из жженого кирпича с двумя цилиндрическими башнями, между которыми расположена стрельчатая арка, так строилось большинство ворот Бухары XVIII–XIX веков. Но даже этот фрагмент сегодня смотрится очень величественно и впечатляюще.

С Гиссарской крепостью связан ряд легенд, поддерживаемых местными жителями. По одной из них крепость построил Афросиаб для защиты от Рустама (прославленные герои произведения Фирдоуси «Шахнаме»). Другая легенда гласит, что праведный халиф Али приехал в эти места на своём коне Дуль-дуль проповедовать ислам и остановился на горе, которая в наши дни носит название Пои-Дуль-дуль (к западу от Гиссара). Под видом акробата-канатоходца он пробрался с горы в крепость, но здесь был узнан и пленён. Но его верный конь принёс ему меч Зульфикара. С помощью этого меча он истребил всех врагов, в том числе и злого волшебника, который в то время владел крепостью. Рядом с крепостью растут две огромные чинары, которым по 500–700 лет.

Город Гиссар расположен на центрально-западной части республики в центре Гиссарского района и западной части Гиссарской долины, и 20 км западнее города Душанбе, в 30 км от международного аэропорта города Душанбе.

Акмал Усманов – фотохудожник, участник российских и международных фотовыставок и победитель конкурсов.

Конкурсы:

2015 – Победитель фотоконкурса «Дружба Народов». Организаторы Русское Фото, ВДНХ. Участники СНГ.

2015 – Победитель фотоконкурса  Best of Russia, лучшая фотография Росии. Центр современного искусства  ВИНЗАВОД, Министерство культуры  России

2016 — Победитель фотоконкурса «Точка на карте». Х Международный фотофестиваль «Фотопарад в Угличе»

2016 — Победитель международного фотоконкурса «Золотая Рысь», номинация дикие животные. Республика Беларусь. Организаторы: Национальная Академия Наук РБ, Международный Фонд поддержки живой природы.

Выставки:

2015 – ВДНХ «Дружба Народов». Москва

2015 – Государственный исторический музей. Худжанд. Республика Таджикистан

2015 – Генеральное консульство РФ.  Республика Таджикистан

2016 – Центр современного искусства  ВИНЗАВОД. Лучшая Фотография России. Москва

2016 – Х Международный  фотофестиваль «Фотопарад в Угличе»

2016 – Музей «Лошицкая усадьба», «Золотая Рысь». Минск, Республика Беларусь

2016 – Государственный исторический музей. Фотовыставка – «Центральноазиатские цыгане – люли».  Организаторы: фонд Сороса. Худжанд. Республика Таджикистан

2018 — Российский государственный гуманитарный университет. Музейный центр. Фотовыставка — «ПУТЬ РЕКИ. От Согдианы до Сангтуды»

Родился Акмал Усманов  5 февраля 1958 г. в городе Душанбе Таджикской ССР. Учился в школе-гимназии № 9 им. Низами, окончил

Таджикский Государственный Университет им. В. И. Ленина, а также Душанбинский горно-геологический колледж (Душанбинский геолого-разведочный техникум). Работал в ЦК ЛКСМ Таджикистана, З-д «Таджикгидроагрегат», а уже после развала Советского союза в Госкомитете по охране природы им. Назриева.  Сейчас живет в Москве. И мы вполне можем проследить его творческий путь …

Потомок жителей древней Согдианы – самой восточной окраины царства Александра Македонского – Акмал Усманов всю свою молодость строил коммунизм в Таджикской Советской Социалистической Республике, а потом, на развалинах Советского Союза, пытался восстанавливать то, что осталось от промышленности в разрушенной гражданской войной Таджикской республике, ставшей в 1991 году независимой. Химзаводы, текстильные фабрики, каскады ГЭС — работа в разных частях Таджикистана, на севере и юге. В служебных разъездах родилась неожиданная страсть — фотография.

В краях скалистых гор и засушливых полей все дает вода, она же все и забирает. Вахш, Сырдарья, Пяндж, Кафарниган — разный путь у этих рек, и разная жизнь на их берегах, обжитых в равнинной части и почти диких в горных ущельях. Красота и величие этих творений природы завораживает, работа людей по укрощению ее непредсказуемого нрава поражает невероятным напряжением воли и верой в успех своего дела.

Автор фотографий оказывался в самых неприступных местах: у горы «Голова верблюда» — магической, как уверяют местные жители, куда не добраться на машине, или на леднике Федченко — длиннейшем в мире, или на озере Искандеркуль, где по легенде утонул конь Александра Македонского. За каждым кадром, принесенным той или иной рекой, — своя история. А еще это край, так пока и не открытый туристами.

Река – место силы. Равнинная, полноводная и неторопливая, или горная, стремительная и непредсказуемая — она рождает вокруг себя жизнь. Так было в любые времена и при любой власти. Акмал Усманов не раз убеждался в этом в путешествиях по Таджикистану. Это и хотел показать он в своей фотовыставке 2018 г. — «ПУТЬ РЕКИ. От Согдианы до Сангтуды», прошедшей в стенах РГГУ, г. Москва.

В 2015 году работы таджикских фотографов, а также фотографов 15 стран постсоветского пространства были выставлены на крупнейшей фотовыставке года «Дружба народов» в Москве. Экспозиция выставки была представлена работами 100 лучших мастеров в таких жанрах как: «Пейзаж», «Портрет» и «Репортаж». Создатели проекта старались прочувствовать атмосферу каждой страны, чтобы передать настроение и эмоции посредством совершенно разных как с точки зрения содержания, так и по размерам отпечатков фотографий. Однако, по задумке кураторов, зрителя не должно было покидать ощущение единства и особенных братских чувств, объединяющих всех жителей некогда величайшего в мире государства. Каждая страна была представлена на выставке отдельной экспозицией. Самобытность и красоту Таджикистана отразил в своих работах один из российских фотографов Акмал Усманов, чьи фотографии на выставке были посвящены Душанбе.

«Авторитетное жюри выбрало для выставки две мои работы, посвященные Душанбе. Это мой родной город и именно поэтому, наверное, в них чувствуется любовь к своему городу, в который, к сожалению, в последнее время приезжаешь как гость».

Для начинающего тогда фотографа Акмала Усманова участие в такой масштабной выставке действительно имело огромное значение. История ныне успешного и узнаваемого фотографа поистине интересна:

«Я был одним из руководителей строительства Сангтудинской ГЭС-1, а затем и ее эксплуатации. Возглавил консорциум Российских организаций на строительстве Рогунской ГЭС, был Генеральным директором компании «Интерстрой » ИнтерРАО ЕЭС России. При всем при этом фотоаппарат всегда был со мной. Фотография постепенно стала занимать все больше места в моей жизни»,- рассказывал Акмал.

«В 2012 г. я путешествовал по Африке, потом по Латинской Америке, затем полгода прожил в США. Я публиковал свои путевые фотографии в социальных сетях, где мои страницы стали очень популярными, люди в Москве стали узнавать меня на улице. Поначалу меня это удивляло, но впоследствии подтолкнуло к серьезному занятию фотографией. В 2013 г. я поступил в Московскую школу фотографии и через год получил диплом».

Сегодня Акмал убежден, что: «Участие в выставке для тех, кто занимается фотографией это своеобразный «Оскар». Это некий символ того, что результат твоей работы признается и материализуется! Для меня лично демонстрация моих работ в Российском кластере, где очень жесткая конкуренция, доказательство того, что любой цели можно достичь, если упорно работать, и работать, в первую очередь, над собой!»

На вопрос о том, возможно — ли дать оценку таджикской школе фотографии в наши дни Акмал ответил:

«Трудно говорить про таджикскую школу фотографии: кто-то уехал, кого-то потеряли во время войны. Фотография как любой вид искусства требует корней и серьезной учебы, чтобы были мэтры, патриархи, т.е. культурный слой, почва. Самые значимые работы о Таджикистане, к сожалению, сделаны не жителями республики, например: гениальная серия Даниила Коржонова «Фаны» или не менее гениальная серия Марины Маковецкой- «Горцы».

«Известно, что проблема любого художника это изоляция от себе подобных, от зрителя и прочее. Для того, чтобы все это преодолеть, я в феврале этого года, создал в социальной сети «Facebook» наднациональную группу – «Мир Центральной Азии». Один из девизов группы гласит «МИР ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ — МИР БЕЗ ГРАНИЦ!». Сейчас нас почти 6000 человек! В нее входят многие известные фотохудожники СНГ, такие как: Умида Ахмедова-Узбекистан, Даниил Коржонов — Россия, Илья Афанасьев — Казахстан, Влад Ушаков -Кыргызстан и многие другие. Это площадка, как и для маститых, так и для начинающих фотографов показать свою работу, получить совет и познакомиться с коллегами».