Современный праздник — День  Весны  и  Труда в  советское  время большинство  россиян  именовали  Днем  международной  солидарности  трудящихся или,  по  дате  его  проведения 1 мая, просто  Первомаем. Самой  ранней  формой  празднования  первомая  стала  маёвка- собрание революционно  настроенных рабочих в  день  1 мая,  как правило,  за городом.  На  маевках  происходили  массовые  гуляния, выступали с  политическими  речами.

В 1917 году праздник  был  впервые  свободно  отмечен  в   революционной  России,  а  с  1918 года  он  приобрел  официальный  статус  государственного  праздника.  И  на  многие  десятилетия стал  любимым  праздником всех  трудящихся.

 

У  нас  в  городе, например, в нём  активное  участие  принимали железнодорожники. Делегация  или  колонна лукояновских  железнодорожников всегда  на  первомайских  демонстрациях была  самой  многочисленной и  солидной.  Они  шли колонной с  духовым  оркестром  впереди через  весь  город от  самого  депо  станции  Лукоянов  до площади  Мира. А  за  ними  уже  выстраивались все остальные  коллективы.

А  начиналось   празднование  первомая  в  Лукоянове  так.

С  приходом железной  дороги в  южную  часть Нижегородской  губернии здесь  значительно вырос  рабочий  класс.  В 1903  году с  открытием  станции  и депо  в   Лукоянов  прибыло более  полутора  тысяч рабочих всех  железнодорожных  специальностей.  В  командировку  в  наш  город люди  приезжали из  таких промышленных  центров, как  Москва, Нижний  Новгород, Санкт Петербург, Саранск, Рузаевка,  Алатырь.  Некоторые  из  них по  истечении  срока  командировки остались  в  Лукоянове  и  положили  начало  десяткам железнодорожных  семейных  династий,  таких  как Ухоботины, Корсаковы,Зилотины  Навошины, Алямовские, Калашниковы  и  многие  другие.

В  Лукоянове было  построено  самое  крупное  на  ветке  Красный  Узел  —  Нижний  Новгород депо —  на 19  стойл,  где  одновременно могло  ремонтироваться  19  паровозов.  Для  промывки  котлов  при  ремонте требовалось  очень  много воды.  Но  специалистов вода  из  реки  Тёша  не  устраивала  по  жесткости. И  тогда  был  построен  Казенный  пруд на  северной  окраине  города  вблизи  улицы  Журавлиха.

Для  того,  чтобы  обеспечить  водосбор, была  построена плотина  с  водосбросом, перегородившая овраги  Песочный   и Назарьевский с их  многочисленными  родниками.  Вода  в  новом  водоеме  была  очень  мягкой.

Этому  уникальному  рукотворному  памятнику природы почти  200 лет. Сегодня  это  любимое  место  отдыха лукояновцев.  Здесь  они  бывают  зимой  и  летом,  здесь  проводят всевозможные  спортивные  мероприятия,  здесь  встречаются бывшие  выпускники  наших  техникумов,  училищ  и  колледжей.

Одновременно с  постройкой  плотины  и  пруда было  построено здание  водокачки для  перекачки  воды  на  станцию,  в  депо  был  проложен  водопровод из  керамических  труб  диаметром   5-6  см. Построена  водонапорная  башня,  которая  по сей  день  стоит возле  бывшего  депо,

были  сделаны  смотровые  колодцы, остатки  которых еще  можно  увидеть на  берегу  Тёши в  конце  пер.Железнодорожный, возле  пешеходного  мостика  через  речку.

В  здании  водокачки в  1903  году была  организована   большевистская  типография для  печатания листовок  и  прокламаций,  а  также  для  размножения политической  литературы .  Она  печаталась  на  гектографе,  смонтированном телеграфистом  Потаповым.

В  1905  году революционеры  организовали  две  сходки: одну из них  в  Засыпкиной  роще,  что расположена и  поныне на противоположном  от  водокачки  берегу  Казенного  пруда. Это и  была  первая  первомайская маевка трудящихся-железнодорожников в  наших  краях.

Сегодня  здание   бывшей  водокачки используется  как  спортивная  база.  А  прикрытием  для  сходок были  семейные  пикники железнодорожников в окрестностях  Казенного  пруда.  Сам  пруд в  те  годы очень  оберегался  от  загрязнения.  Здесь  не  разрешалось  купаться ,стирать  бельё, пасти  скот в  его  окрестностях. Рыбу  ловить  разрешалось  только  удочками. Водой из  пруда люди  пользовались  для  питья  и других  хозяйственных  нужд.

Статья подготовлена: Кедяркиной Ф.И., зав. музеем «Железнодорожник»